а у организатора — да? (очень много текста 😊)

Беспорядок у подростка — дело обычное и нормальное. Что в детской, что в подростковой комнате ждать идеального порядка бессмысленно, его быть не и не должно. Правильно организованное пространство в детской комнате создаётся не просто для порядка, порядок — не самоцель. Хотя родителям, конечно, часто хочется именно его.

Через участие в создании своего пространства и поддержание порядка ребенок учится базовым навыкам для взрослой жизни. Учиться быть самостоятельным и организованным, понимать, как строить всё вокруг себя, чтобы быть успешным. Мамин порядок и мамина уборка этому не способствует.

Но вернемся к теме. Почему у родителей не получается исправить ситуацию, когда она уже перешла за рамки “нормального беспорядка”, хотя они очень стараются?

Около 7 лет у ребенка начинается новая стадия развития и следующий возрастной кризис. Активно формируется представление о себе на основе оценок взрослых, все переживания связаны с успехом и неуспехом в какой-либо деятельности. Может появиться непослушание, отказ от привычных дел, игнорирование устоявшегося круга обязанностей. Ребенок уже осознал, что он физически и эмоционально отдельная личность.

От того, какое отношение к себе формируется сейчас, зависит насколько он будет самостоятельным, ответственным, уверенным в себе взрослым.

Предпубертатный период примерно с 7 до 12 лет важен для развития чувства компетентности (”я справляюсь”), растет трудолюбие, дисциплина. Если ребенку не удается реализоваться в какой-то сфере (учеба, спорт и тп), он начнет искать реализацию в других — негативных — местах (конфликты, курение, опасное поведение и др).

Что происходит с родителями?

Видя в детской страшный кавардак, родители испытывают сильные эмоции, пытаются договариваться, помогать, увещевать, критиковать.

“Как ты не понимаешь, что так жить невозможно!”

И ситуация усугубляется. Потому что подростку важно что? Отделиться, противопоставить себя родителю. Родитель перестает быть авторитетом, и сколько бы не уговаривал ребенка навести порядок, толку нет. Эмоции и ругань только усугубляют ситуацию.

 «У тебя не комната, а свинарник!»

Ребенок не запоминает “как надо делать”, но запоминает, что он “свинтус и неумеха”. А мы уже выяснили, что на основе этого формируется отношение к себе на всю жизнь.

У ребенка может быть желание что-то изменить в своей комнате, но сам он не справляется, а родителям сложно его понять, услышать из-за собственных переживаний, и вот он замкнутый круг. Закрепляется опыт неудачи и привет, заниженная самооценка.

Профессиональный организатор, приходя на помощь, не вовлекается эмоционально, не критикует, не причитает “как так можно, посмотри, что ты устроил(а)”. Это сторонний взрослый, который при правильно выстроенном контакте, может стать авторитетом для ребенка и действительно помочь. Ребенок не сталкивается с критикой и осуждением, и ему легче раскрыться и начать действовать.

У мамы свои переживания, у ребенка — свои, и тут может происходить конфликт. Организатор видит ситуацию по-другому, ему не становится плохо при виде “во что превратилась комната”. Организатору важно выяснить, какие сложности у ребенка, какой он хочет видеть свою комнату, что ему неудобно и удобно. И помочь создать пространство, в котором ребенку будет уютно, хорошо, такой порядок, который хочется поддерживать.

И вот уже вы видите, как ваш(а) сын/дочь с энтузиазмом сортирует вещи, раскладывает, застилает кровать и пылесосит. Потому что это — его. Он сам это создал. Поэтому мы в детских всегда работаем с ребенком, с 7-10 лет без мамы.

Всё, как со взрослыми 🙂 Ведь вам тоже не нравится наводить порядок там, где всё не по-вашему? Впрочем, это уже тема другого разговора😊